Сеул желает сесть на трубу "Газпрома"

Минэнерго готово за один-два месяца провести подготовительную оценку экономической необходимости строительства газопровода с Далекого Востока РФ в Южную Корею по дну моря, заявил вчера глава ведомства Александр Новак. Он оговорился, что базисным вариантом поставки газа все еще остается сухопутный - прокладка трубы по местности КНДР. Напомним, что Владимир Путин напомнил о трубопроводных проектах с Южной Кореей только две недельки назад на саммите АТЭС, отметив, что рассматриваются оба варианта.

Проект такового газопровода пару лет изучали в «Газпроме». В осеннюю пору 2011 года монополия и южнокорейская Kogas договорились о сухопутном трубопроводе мощностью 10 миллиардов кубометров в год, который планировалось ввести в 2017 году. Но проект, на самом деле, не перебежал в коммерческую стадию из-за политических сложностей: Сеул не уверен в безопасном транзите газа по местности КНДР. А уже на данной недельке зампред правления «Газпрома» Александр Медведев заявил японской газете Mainichi Simbun, что компания больше не разглядывает морской вариант трубы в Южную Корею. По словам собеседника «Ъ» в монополии, на сухопутный маршрут в «Газпроме» тоже не очень рассчитывают и желают сконцентрироваться на поставках сжиженного природного газа (СПГ).

Тему газопровода поднимает Сеул в процессе переговоров о поставке СПГ с новейших российских проектов по сжижению, говорит источник «Ъ», знакомый с ситуацией. Морской газопровод для энергозависимой Южной Кореи лучше, так как дозволяет получить неизменные поставки без «транзитного риска». Не считая того, на данный момент страна получает газ лишь в виде СПГ, спотовые цены на который в регионе АТР на данный момент самые высочайшие в мире (в 2012 году СПГ тут стоил $600 за тыщу кубометров). Цены по длительным контрактам ниже, но главные поставщики уже требуют их увеличения, а контракты на новейшие объемы будут заключаться уже с учетом сегодняшних цен. Со собственной стороны «Газпром» готов поставлять газ, лишь ежели Южная Корея оплатит стоимость трубопровода, чего же она делать не хочет. Эти вопросцы станут предметом обсуждения во время визита в страну Владимира Путина, назначенного на 13 ноября. «Это чрезвычайно непростая тема, таковая же, как Транскорейская дорога, ее вытащили перед визитом президента. Серьезно речь может идти лишь о поставках СПГ»,-- считает источник «Ъ» в дипломатических кругах.

Специалисты, опрошенные «Ъ», также колеблются в серьезности целей сторон. Исходя из убеждений ресурсов препятствий нет: «Газпром» планирует расширять газопровод Сахалин--Хабаровск--Владивосток до 30 миллиардов кубометров в год. Но стоимость морского трубопровода в Южную Корею из Владивостока сравнима со стоимостью морского участка «Южного потока» (€10 миллиардов), считает старший аналитик энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Мария Белова. «Трубопроводный газ будет дороже, чем поставки СПГ с завода во Владивостоке»,-- считает она, добавляя, что переговоры о ценах с Южной Кореей могут стать более сложными, чем с Китаем. Глава East European Gas Analysis Миша Корчемкин считает, что «газопровод в Корею нужен как аргумент для оправдания строительства газопровода "Сила Сибири" в Китай в критериях, когда договора пока нет».

Юрий Ъ-Барсуков; Кирилл Ъ-Мельников, Тэгу