X5 обещает рост без срока

Исполнительный директор X5 Стефан Дюшарм, денежный директор Сергей Пивень и руководители 3-х главных форматов сети Ольга Наумова, Януш Лелла и Светлана Воликова в пятницу, 11 октября, встретились приблизительно с соткой инвесторов и аналитиков на Столичной бирже.

Инвесторов больше всего интересовали сроки восстановления роста. «Может быть, у вас есть какое-то чувство, когда это быть может?» - спрашивал Дюшарма Патрик Шилдс из инвестбанка Wood & Co.

Последующий год будет «еще одним переходным годом», поведал инвесторам Дюшарм: компания будет обновлять все три вида магазинов - гипермаркеты «Карусель», дискаунтеры «Пятерочка» и супермаркеты «Перекресток».

Во всех 3-х форматах обновятся торговые залы, оборудование, поменяется ассортимент, покажется больше свежайшей продукции, улучшится сервис, сказал Дюшарм. В перспективе это обязано вернуть покупательский трафик, сопоставимые реализации и рост выручки. «Мы убеждены, что возможность для восстановления есть», - заявил он.

Сначала октября с главными сотрудниками X5 Retail в Берлине встречался совладелец «Альфа-групп» Миша Фридман, уделяющий в крайний год много внимания розничному активу. Да и он, по словам 2-ух присутствовавших на той встрече служащих компании, определенных сроков не называл. Фридман, по словам собеседников «Ведомостей», заявил, что у основного акционера нет целей продавать бизнес либо проводить большие M&A-сделки. «Процесс реорганизации структуры завершен, набрана главная команда, и сейчас у компании все есть для восстановления», - пересказывает его слова один из участников встречи. Получить доказательство этих слов у Фридмана не удалось.

По-прежнему 2-ые

Сразу с началом встречи с инвесторами Х5 опубликовала результаты за III квартал: незапятнанная розничная выручка группы выросла лишь на 6,6% (в том числе за счет роста среднего чека - на 3,1% и количества покупок - на 3,5%) до 123,5 миллиардов руб. при продовольственной инфляции около 6,5%. При всем этом в магазинах, работающих более одного года, число покупателей снизилось на 6,2% (больше всего в «Пятерочках»), а средний чек возрос на 4,9%.

Сначала 2013 г. X5 уступила лидерство по выручке основному сопернику, «Магниту», и в III квартале разрыв опять возрос - незапятнанная выручка «Магнита» за III квартал выросла до 144,26 миллиардов руб. На встрече с инвесторами Пивень объявил о понижении прогноза по росту продаж за 2013 г. до 8%. Еще сначала года Дюшарм заявлял: ежели выручка вырастет меньше чем на 11%, менеджмент разочаруется.

Слабенькие числа III квартала и низкая конкретика заявлений оставили чувство, что у компании впереди еще длинный путь, отметила Мария Колбина из «ВТБ капитала»: «Позитивные тенденции и операционные результаты, вероятнее всего, мы увидим не ранее 2015 г.».

«Конкуренты развивались, покупатели уходили»

Компания развивается не по тому пути уже пару лет и ожидать, что новейший план все изменит, очень рано, говорит представитель 1-го из фондов, присутствовавший на встрече. «2014 год снова будет переходным. Хотя годом ранее менеджмент говорил, что машинка на ходу, на данный момент мы поедем и быстро наверстаем упущенное. Может быть, они несколько заблуждаются в масштабах задачи и ее сложностях. Пока идентифицировали трудности, рынок не стоял на месте, соперники развивались, покупатели уходили, и вернуть их назад будет довольно трудно», - говорит инвестор.

В Москве и Санкт-Петербурге, главных для X5 регионах, конкурентнсть с каждым годом все острее. Иной большой ритейлер - «Дикси» еще в мае 2012 г. докладывал, что около каждого магазина его сети в среднем стоит 3,9 магазина соперников. К маю 2013 г. эта цифра выросла, по данным UBS, уже до 5.

Сопоставимые реализации «Дикси» в I квартале этого года могли вырасти на 15%, а не 7,5%, если б по соседству с ними не раскрывались новейшие точки, отмечали аналитики. Рынок поменялся не в пользу X5, продолжает представитель фонда: «Он стал лишь наиболее конкурентноспособным, и [результат X5 за] 2014 г. не принесет сюрпризов, невзирая на то что 2013 год будет низкой базой».

Руководители Х5 молвят, что подготовились к этому: к примеру, гипермаркеты «Карусель» не только лишь обновят внешний облик и ассортимент, да и станут развиваться в городках с популяцией от 50 000 обитателей (при всем этом сами магазины будут компактнее - 3000-4500 кв. м), поведала Воликова. До этого времени «Карусель» раскрывалась лишь в городках с популяцией от 100 000 человек, но на данный момент там активно развиваются соперники - Metro Cash & Carry, «О'кей», «Лента», «Ашан». Х5 высчитала около 150 городов с популяцией 50 000-100 000 и 170 городов с популяцией наиболее 100 000 и считает, что в 90-120 из их есть потенциал, чтоб в среднесрочной перспективе открыть 150-200 гипермаркетов. На данный момент у Х5 78 гипермаркетов, как и на конец 2012 г. Не считая того, в наиблежайшие 10 дней компания запустит програмку лояльности.

«Ответов не стало больше»

Встреча принципиальна сама по для себя, говорит Колбина из «ВТБ капитала». «Нам попытались что-то разъяснить, с нами побеседовали, наверняка, это отлично, но ответов не стало больше», - соглашается Виктория Петрова из Credit Suisse.

Объявленные на встрече инициативы - «нормальные, здоровые», говорит она, но сработают ли они - непонятно. «Мне кажется, что инвесторы должны принимать позитивно то, что отражено в цифрах. А числа этого пока не отражают, - говорит аналитик. - Какова возможность, что через два года мы не получим таковой же день инвестора, где будут говорить о трансформации?»

По итогам торгов 11 октября расписки Х5 на Английской бирже подешевели на 3,7% до $16,9 за бумагу (индекс российских бумаг на данной нам бирже снизился на 0,39%).