Глобальный экономический рост в 2013 году оказался ниже, чем предполагалось, но уже в 2014-2015 годах ожидается оживление мировой экономики, предсказывают специалисты ООН в новеньком обзоре «Мировое экономическое положение и перспективы в 2014 году».
Во почти всех больших экономиках, включая Бразилию, Индию, Китай и Россию, в крайние два года наблюдалось замедление темпов роста ВВП, вызванное сочетанием сложных наружных критерий и внутренних проблем, говорится в докладе. В 2013 году глобальная экономика выросла только на 2,1%. Но большая часть продвинутых стран продолжали принимать конструктивные меры в области экономной и денежно-кредитной политики, чтоб совладать с последствиями денежного кризиса.
И это было не зря, возникли 1-ые признаки улучшения экономической ситуации в мире, уделяют свое внимание специалисты ООН. Так, зона евро в конце концов вышла из затяжной рецессии, ВВП в регионе в целом начал опять расти. Экономика США также продолжает восстанавливаться, а Япония смогла прекратить десятилетнюю дефляцию. В странах БРИК специалисты также ждут ускорения темпов роста экономики. В целом, глобальная экономика вырастет на 3% и 3,4% в 2014 и 2015 годах соответственно, ждут в ООН.
Но до этого времени главной неувязкой остается высочайший уровень безработицы. Посреди продвинутых стран более непростая ситуация наблюдается в зоне евро, где уровень безработицы поднялся до 27% в Греции и Испании, а посреди молодежи этот показатель достиг наиболее 50%. Уровень безработицы в США снизился, но остается выше обыденного.Россия стоит домом. В первый раз российская экономика будет расти ниже мировой. Минэкономразвития надеется сохранить темпы роста российского ВВП на уровне 2,5% в 2014 и 2015 годах, что ниже ожидаемого роста мировой экономики на 3-3,5%. Не считая того, почти все экономисты считают этот прогноз несбыточным, а некие не исключают и падения российской экономики.
С иной стороны, в России не стоит так остро неувязка безработицы, как в тех же Европе либо США. Она находится на достаточно низком уровне, правда, ситуация может поменяться из-за продолжающейся стагнации экономики.
Контрастность ситуации подтверждают и опрошенные Bloomberg инвесторы в преддверии Глобального экономического форума в Давосе. Большая часть отмечает укрепление экономики США, еврозоны и Стране восходящего солнца. А позиции, что российский рынок предоставляет недостаточно отличные способности для развития, придерживаются 27% респондентов. Еще 29% участников опроса то же самое задумываются о рынке Китая, а 33% - о рынке Бразилии.
Новейший план
Предложенные в прошедшем году меры по разгону российской экономики не сработали, приходится констатировать МЭР. Ставка делалась на различные формы экономной и кредитной поддержки. А именно, были продлены льготы по страховым взносам малому бизнесу, расширен доступ малого бизнеса к госзаказу, из Фонда государственного благосостояния выделили 300 миллиардов рублей на инфраструктурные проекты, был ограничен рост тарифов естественных монополий, выделили 270 миллиардов рублей на поддержку автопрома (с 2014 года), начался процесс деофшоризации бизнеса и упрощения госрегулирования.
Вообщем, ожидать сиюминутного эффекта от таковых мер и нельзя было. Почти все из их заработают полностью лишь в этом году.
«Стимулирование экономики не успевает за принятием комплексных программ. Прошло очень не достаточно времени. В целом госрасходы - самая короткосрочная мера, но не через проектное финансирование. У нас вклад страны сильно ограничен из-за впечатляющего военного бюджета и необходимости делать мотивированные программы по подготовке больших событий, привязанные к определенным срокам. Остальное тратится на проектное финансирование, которое имеет точечное влияние», - говорит директор аналитического департамента United Traders Миша Крылов. Но от проектного финансирования отрешаться не нужно, считает он.
МЭР обеспокоено, что в России может начаться затяжная стагнация, потому разработало новейший план, как разогнать российскую экономику. Ведомство дает поддержать конкурентоспособность несырьевой продукции, вкладывательную активность компаний и человечий капитал. Конкретно эти причины станут основными драйверами экономики в критериях прекращения роста цен на нефть, говорится в «Концепции первоочередных мер социально-экономического развития» от ведомства, на которые ссылаются «Ведомости».
МЭР нежданно поддержало Минфин в необходимости сохранить экономное правило, другими словами нужно продолжить копить доп доходы от нефтегазового сектора, а не инвестировать их в экономику. Единственное, что правительство обязано поддержать, - это кредитование среднего и малого бизнеса за счет средств ФНБ. Правда, Минфин по-прежнему против этого.
Чтоб вывести средний и малый бизнес из тени, МЭР дает предоставить двухлетние каникулы для новейших компаний и запретить их проверки. Не считая того, малый бизнес нужно исключить из сферы деяния антимонопольной службы - ФАС.
В целом сейчас Министерство экономического развития ратует не за рост экономных расходов, а за их сокращение. Так, МЭР дает сэкономить на накопительной пенсионной системе, за счет увеличения эффективности госрасходов и сокращения госслужащих и госимущества.
1-ый вице-премьер Игорь Шувалов также считает, что вернуть экономический рост выделением большего размера госсредств уже не получится. «Испугавшись низких темпов экономического роста, принципиально не встать на путь скорого предоставления муниципальных ресурсов для того, чтоб этот экономический рост подстегнуть. Так, как это случилось посреди 80-х в Русском Союзе, когда была объявлена политика ускорения, влили средства в экономику, это подстегнуло рост, потом резкий спад - и в итоге экономный недостаток и долг стали заболеванием нашей экономики до начала 2000-х годов», - предупреждает Шувалов в интервью The New Times.
По его мнению, ежели экономное правило не даст правительству растрачивать нефтяные доходы, то уже через 10 лет Россия уменьшит зависимость от их: «Нефтяные доходы будут составлять меньше 50% бюджета, остальное будет приносить экономика неэнергетического сектора». А на данный момент у России есть ресурсы на выполнение всех соц обязанностей, даже ежели произойдет падение цен на нефть. И лишь ежели ситуация будет совершенно твердой, придется залезть в резервы, считает он.
В новеньком плане МЭР также дает продолжать сдерживать рост тарифов естественных монополий, которые растут скорее, чем потребительские цены. Для этого, считают в ведомстве, нужно обучить монополии - Газпром, «Россети» и РЖД - как сокращать издержки. А то они даже сами не знают, откуда идут убытки, а откуда прибыли.
«За фасадом новейшего плана прячется, во-1-х, возможность существенного сокращения расходов естественных монополий на ремонт инфраструктуры. Во-2-х, упростить госрегулирование нельзя без перехода к электронному документообороту, увеличения свойства и конфигурации направленности образования. В-3-х, демонополизация сделает наш рынок в лучшем случае схожим на конкурентнсть в странах Восточной Европы, где большие забугорные производители задают высочайшие барьеры для входа», - считает Миша Крылов.
«Кредитование даже в продвинутых странах не влияет на экономику скорее, чем за полгода. У России не настолько не мало несырьевого экспорта, который можно развивать. Можно трактовать новейший план МЭР как попытку выгадать несколько лет до повторяющегося улучшения ситуации. Сокращение штата и муниципального имущества, уменьшение ФНБ приведут к сокращению присутствия страны в экономике и увеличению ее закредитованности», - считает собеседник газеты Взор.