Очередной ежеквартальный обзор Fitch Ratings составлен на базе данных российской отчетности 100 больших банков из числа рейтингуемых Fitch, на которых по итогам третьего квартала приходилось 83% активов банковской системы. В целом выводы, изготовленные Fitch, свидетельствуют о довольно стабильной ситуации в российской банковской системе. Совместно с тем направляет на себя внимание тот факт, что в 3-ем квартале, заняв у ЦБ около 800 миллиардов руб., банки достигли абсолютного максимума госфондирования - 4,4 трлн руб. (либо 11% от всех их обязанностей). Это, как указывают аналитики Fitch в отчете, больше, чем на пике кризиса в 2009 году, когда аналогичный показатель достигал 3,6 трлн руб. (либо 12% всех их обязанностей).
Рост зависимости банков от финансирования в ЦБ наблюдается издавна, но в 3-ем квартале он происходил на фоне роста спроса на кредиты со стороны корпоративных заемщиков. Так, по итогам 9 месяцев рост кредитования составил 13,4%, по итогам первого полугодия - 7%, другими словами за 3-ий квартал банки значительно прирастили выдачу. Структурно приметный всплеск наблюдался в секторе корпоративного кредитования: 9,8% за девять месяцев, хотя по итогам первого полугодия он составлял всего 3,8%. Беря во внимание обычный всплеск кредитования в конце года, Fitch подразумевает, что по его итогам общий рост может достичь около 20% (против ранее изготовленных прогнозов 15-18%).
На фоне роста кредитования потребность банков в фондировании усиливало замедление темпов вербования средств как от корпоративных, так и от розничных клиентов. Как указано в отчете, в 3-ем квартале средства юридических лиц выросли всего на 1%, за 1-ое полугодие - на 9%, физических лиц - на 2% против 8,7% за полугодие. «Таким образом, к повышению заимствований в ЦБ банки в 3 квартале подталкивали сходу два фактора - замедление притока средств клиентов и всплеск спроса на кредиты со стороны компаний,-- говорит старший директор банковской аналитической группы Fitch Ratings Александр Данилов.-- Плюс ЦБ принял ряд мер для облегчения банкам доступа к финансированию». С одной стороны, рост зависимости банков от муниципального фондирования наблюдается уже издавна, но в отличие от кризисных времен, не свидетельствует о экстренной потребности в ликвидности, рассуждает он. К тому же, как видно из отчетности, основными получателями являются госбанки (они же и обеспечили основную часть прироста кредитования, 85%), что можно разглядывать как часть гос политики по стимулированию экономического роста. С иной - у банков понижается размер незаложенных активов, под которые можно завлекать финансирование в случае кризиса.
Не исключено, что и компании, и банки активно запасались ликвидностью в преддверии начала 4-ого квартала, подразумевает основной экономист АФК «Система» Евгений Надоршин. «Октябрь - один из самых напряженных месяцев в году исходя из убеждений изъятия у участников рынка ликвидности в виде налоговых и других платежей в бюджет. Ежели исходить из статистики крайних 2-ух лет, масштаб незапятнанного изъятия может составить 200-300 миллиардов руб.,-- рассуждает он.-- Плюс на это накладывается то, что в октябре правительство, готовясь к экономным выплатам в конце года, может дополнительно запасать средства, что ограничивает получение банками ликвидности от Минфина и иных госисточников, не считая ЦБ». Крайний фактор утежеляется еще тем, что в октябре Минфин (через ЦБ) начал закупать валюту для пополнения казначейством суверенных фондов, а на эти расходы тоже требуется резервировать средства, показывает государь Надоршин. В таковой ситуации роль ЦБ в снабжении банков ликвидностью существенно усиливается, что частично и разъясняет достижение пикового показателя - 4,4 трлн руб.-- в 3-ем квартале.
Светлана Ъ-Дементьева